- трансценденталии
- ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИИ (лат. nomina transcendentia, passiones convertibiles, passiones disiunctae) — наиболее общие характеристики всякого сущего, выходящие за пределы десяти аристотелевских категорий как высших родов бытия. Учение о Т. сложилось в средние века и играло определенную роль вплоть до 18 в. Классическая интерпретация Т. принадлежит Фоме Аквинскому, выделявшему шесть «трансцендентных имен» (nomina transcentia), впоследствии названных Т. Они выходят за границы категорий и являются сопротяженными с сущим характеристиками: кроме самого сущего (ens) к ним относятся вещь (некое сущее без его отношения к др. сущему), единое (неделимость), нечто (отделенность одного сущего от др.), благо (схождение сущего с желанием) и истина (схождение сущего с интеллектом). В дальнейшем эти Т. получили название взаимозаменимых атрибутов сущего (passiones convertibiles). Новый вид Т. как надкатегориальных характеристик сущего ввел Дуне Скот: к простым Т. он добавил разделительные трансцендентальные атрибуты (passiones disiunctae), которые разбиваются на пары; каждая пара равнозначна сущему так же, как и простая трансценденталия; в отдельности же член пары сущему не равнозначен. К числу таких Т. относятся необходимое—возможное, конечное—бесконечное, простое—составное, акт—потенция, единое—множественное, причина—причиняемое, субстанция—акциденция, первичное—вторичное и др.; центральное же положение занимает бесконечность. Метафизику Дуне определил как «трансцендентную науку»: главным предметом ее рассмотрения оказались именно Т. Несмотря на критику Т. в раннее Новое время, число их постоянно увеличивалось. Расширение сферы трансцендентального в нем. протестантской метафизике привело в конце концов к дискредитации учения о Т. Под влиянием Ф. Суареса к середине 18 в. среди Т. сохранялись только истинное, единое и благое; в таком виде это учение было воспринято И. Кантом, подвергнувшим его критике. Хотя учение о Т. нашло свое применение в позднее средневековье при обсуждении проблем логики и в нем существенную роль играли гносеологические проблемы (поиск наиболее общих понятий, взаимозаменимость и иерархия понятий, границы абстрагирования и др.), главной сферой Т. являлась онтология. Более того, гносеологическое значение ряда Т., имеющее место и ныне, образовалось по контрасту и при противопоставлении их традиционному значению, что особенно отчетливо видно на примере истины: если в рамках классического учения о Т. истина есть свойство самого сущего, взаимозаменимое с ним («метафизическая» или «трансцендентальная» истина), то уже Дж. Вико выдвигает примыкающий к учению о Т. тезис о сопротяженности истины и факта, а в 18 в. наряду с метафизической истиной уже говорят и об истине как свойстве суждения, как о соответствии знания своему предмету ( И. Г. Ламберт, Кант и др.). Однако известная тройка Т., равно как и проблема Т., сохранилась в трансформированном виде («жизнь, труд, язык» и др.) вплоть до 20 в. (М. Фуко, Б.И. Лонерган и др.).А.Н. Круглое
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.